Конечно, важно, чтобы
ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не
единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является
психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему
требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы
он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три
вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Личностная готовность состоит из
навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети,
даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без
родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка
общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать,
подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему
безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию
благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен
быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже
если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи
появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные
задания он выполняет небрежно, наспех.
Еще хуже, если дети совершенно не хотят
идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является
результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок
("Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?",
"Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!"). Поэтому необходимо
выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к
книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание.
Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую
обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в
школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка
ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему
хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит
оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить
цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить
результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и
определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о
себе может помочь игра.
Понимающие родители в
период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром,
больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные
задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные
движения и действия.
Поэтому он может
намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения
какого-либо "взрослого" задания, способен побороть боязнь перед
темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной
личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной
деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей,
стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой
поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А
складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком
взаимоотношений дружеских, партнерских.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы
ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в
большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают
разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и
выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же
развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться
сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому
исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты
взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его
функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только
тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при
общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это
возраст "почемучек".
Но часто случается,
что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает
интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих.
Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые
задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для
ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то
малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от
надоевших вопросов - это и является основой интеллектуальной пассивности. Также
к этому ведет и "пичканье" ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он
сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и
различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем
мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в
окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам
дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает,
название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и
понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во
временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия
месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов,
различать домашних и диких животных.
Дети должны
ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и
причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто
эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то
сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую
картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже
мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что
ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все
понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки),
не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание
происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка.
Примером может служить вопрос: "Кто всех сильнее в сказке
"Репка"?". На него часто дети отвечают: "Мышка". И
только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком
должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку
и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы,
например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух
явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще
всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы
(кровать, стол, стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите
назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся,
и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите ребенка
пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы
не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного
или просмотренного.
По возможности
оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят
его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так
как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение
относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери
вундеркинда. Не надо спешить, так как
ваш одаренный,
необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к
школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой
"специализации", а помочь развиваться гармонично, всесторонне,
учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Полезны игры разные.
Даже "несерьезные" игры: в "больницу",
"дочки-матери", "школу". Особенно ценно, когда в таких
играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок
учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают
взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания "взрослого".
И главное - все
происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение - умение
представить себе, "что было бы, если бы...".
Полезны также игры с
пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе
занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях
развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается
умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть" их в уме.
Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя,
ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из
кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество
вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут
подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или
конструкцию.
Главное - не ущемить
самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и
средств их воплощения.
Родители должны
понимать, что лучшая подготовка к школе - это естественное желание ребенка
играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
Комментариев нет:
Отправить комментарий